Лагеря по профессиональной ориентации подростков
СТАТЬЯ 21.03.2017
О развитии детей и молодежи

Уж не знаю с чем связано, но за последние несколько дней я получила сразу несколько просьб от родителей подростков прокомментировать программы тренингов по профессиональной ориентации, лагеря с аналогичной тематикой.

Программы разной интенсивности (от 1 дня до недели), разной длительности, реализуются в разных городах страны.

Если позволите, не буду размещать здесь сами программы. Просто дам общие рекомендации, выскажу свое личное мнение на эту тему. Надеюсь, во-первых, это позволит вам, родители, сэкономить деньги, во-вторых, не навредит ребенку «вредными советами». А главное, вы поймете, как ориентироваться в подобных предложениях. Выбор, что же делать, остается за вами, в любом случае.

 

Самые распространенные и опасные посылы в этих программах:

1. Первый посыл: «Лагерь, тренинг по профессиональной ориентации для учащихся 10-11 классов».

Поздновато. 10-11 класс предназначен для повторения пройденного за весь школьный период, для подготовки к экзаменам, для конкретизации выбора профессии, для определения места получения выбранной профессии, но никак не для глубокого и осознанного освоения предмета, которому вы раньше уделяли лишь немного внимания. Физику, химию на хороший уровень за 2 года до сдачи экзаменов поднять сложно.
Если вы только в 10-11 классе задумываетесь о том, кем быть, давайте будем в правде: вы на самом деле не профессию выбираете, а подбираете учебное заведение и специальность под те предметы, которые ребенок хорошо знает. Легче и лучше сдаст. Можно и с таким подходом угадать хорошую специальность. Можно, но далеко не всегда. Ограничивая выбор предметов, ограничиваем выбор профессий. Целыми сегментами. 
Что делать? Ориентироваться в профессиях (нескольких и разных) в течение всего периода обучения, не дожидаясь выпускного. Учиться хорошо по всем предметам (ибо никто не знает, что будет более востребовано к окончанию обучения в школе), 10-11 класс - специализация, подготовка к поступлению.

 

2. Второй посыл: «Мы разовьем у вашего ребенка лидерские навыки».

Если вы внимательно прочитаете несколько программ, вы увидите, что это скорее школы лидеров, школы актива (что само по себе не страшно), а не обучение ориентации в мире профессий. К сожалению, многие приемы, принципы, которые транслируются на подобных мероприятиях из разряда «вредных советов».
Что делать? Как проверить? Родители, читайте программу мероприятия, а потом представьте, что было бы, если бы ваши коллеги, сотрудники, подчиненные обладали этими навыками (чему научат вашего ребенка). Эти навыки помогли бы им найти работу, адаптироваться в коллективе, решать задачи или они будут мешать? Я «примерила» несколько программ на несколько компаний (разные сферы бизнеса)… с такими навыками ни один работодатель на работу не возьмет, а если и возьмет, то быстро расстанется.
Хотя я, может быть, просто не знаю, не смотря на свой большой опыт работы, работодателя, который бы искал сотрудников с таким описанием: работай где хочешь, когда хочешь, делай что хочешь, как хочешь, самое главное - проявляй и реализуй себя… 
Кстати, общалась с ребятами после одного из таких тренингов, они решили, чтобы работать в таком графике надо быть… предпринимателем. Типа сам себе хозяин. Им никто не объяснил, что предприниматели «работают» 24 часа, без выходных и отпусков (мысли о бизнесе невозможно «выключить»). Никто не объяснил, что хороший бизнес – это не то, что хочешь ты, а то, что хочет клиент, за что он готов платить. Никто не объяснил, что «работа» предпринимателем - это знание и соблюдение законодательства, а не свобода самовыражения.
Итак, изучайте программу и, примеряя ее на реальную занятость, оценивайте ее адекватность.

 

3. Третий посыл: «В выборе профессии важно ориентироваться на то, что тебе нравится делать, к чему у тебя склонности». 

Такое ощущение, что многие программы нацелены не на помощь в выборе профессии, а на поиски хобби. А в результате таких программ «выпускаются» толпы детей, которые хотят стать дизайнерами, организаторами мероприятий, психологами, писателями, журналистами.
Меня не смущают молодые люди, которые выбирают профессию по этому принципу только в одном случае – они уже сейчас много и профессионально рисуют, танцуют, поют, снимают фильмы, пишут статьи и сказки. 
Но, как показывает практика, они и не нуждаются в профессиональной ориентации, они это уже делают. Они уже с детства практически владеют одной профессией. Тот, кто 10 лет танцевал, сможет стать тренером по танцам, тот кто 10 лет рисовал, сможет открыть студию для любителей рисования.
Но по моим наблюдениям, именно родители таких детей и дети вместе с ними, сильно интересуются дополнительными профессиями для ребенка, на случай, если игра на скрипке не даст возможности прокормить семью.
Что делать? Посмотрите на те примеры, которые в программах приводят авторы, эти профессии реально востребованы? А прогнозы на будущее? Ваше «это нравится делать мне» подкрепляется открытыми вакансиями?

 

Еще, смотрите на опыт организаторов.
Они сами-то где работают? Опыт работы какой? Это просто умение строить воспитательно-развлекательную программу или?

Профессиональная ориентация – это не прохождение теста или собеседования, это не лагерь или тренинг. Это постоянная работа по исследованию рынка труда, по поиску информации о перспективах развития общества (какие сферы, профессии, в каких территориях). Это изучение требований к профессиям. Это готовность быстро переучиваться. Менять себя. Это вопрос не только для будущих профессионалов (наших детей), но и для нас, взрослых.

 

P.S. Напоследок. Я не против разных молодежных программ. Я за то, чтобы вещи называли своими именами. Лидерско-творческий лагерь – это одно. Выбор профессии – совершенно другое. 
Мне очень жаль видеть огромное количество молодых людей, которые абы как выбрали типа «хобби», а теперь работу найти не могут, а на переучивание требуется время, силы и деньги. 

Личное мнение. Решение ваше.

 

 


Назад