«Восприятие любой книги меняется со временем. Ибо меняется роль читающего» (А.С. Макаренко «Педагогическая поэма»)
СТАТЬЯ 21.03.2017
О развитии детей и молодежи

Первый раз это произведение поглотило меня еще школьницей. Мой дед был учителем истории в средней школе: «Не смотри на название, почитай!»

Тогда для меня это был просто приключенческий роман. С необычной темой.
Второй раз - уже осознанное прочтение в институте. В рамках подготовки к педагогической практике. Методы, способы, приемы…
Потом перечитывала еще раз. Просто так…

И теперь захотелось перечесть. По двум причинам…

 

Вот что я оценила именно сейчас. С моей «колокольни» прожитого опыта:

  1. Первая ценность. Нам несказанно повезло. Этой книги мы могли бы не увидеть никогда. Я читала «Поэму» и не понимала, как вообще удалось издать ТАКУЮ книгу ТОГДА? Как его не посадили еще в 1923 году? Как не расстреляли? Очень много в тексте справедливых и критичных замечаний (насмешек) над ТОЙ системой воспитания личности. По сути – над властью.  И вся правда о том, что детей беспризорных ему давали в избытке, а ресурсов на одеть/обуть/накормить/обогреть – нет. Как дали возможность сказать правду на бумаге? Как? Изучая его биографию, я узнавала, его несколько раз могли бы арестовать… Слишком правдив был в высказываниях. Слишком неординарен в подходах. Слишком хорошие результаты давали его подходы… Какое чудо, что мы можем читать его труды. Правда просто читать – мало. Многие читали, но судя по действиям… Светлая память. Что же касается появления книги, думаю, здесь два аспекта сыграли свою роль: безоговорочный авторитет М. Горького (он был типа покровителя колонии, и он плохого для издания не посоветует) и хитрость. 
    Книга же вышла не в педагогической серии (в жизни бы не выпустили!!!), а в литературной. Художественная. Ага.
  2. Вторая ценность. Вечная линия – вечных проблем (это касается и тем: отцов и детей, горе от ума, дураков и дорог, неразделенной любви…). Прошло практически 100 лет, а проблемы те же. В детали вдаваться не буду, читайте. Все там. Даже слова и обращения некоторых типа «героев» сейчас можно услышать… с высоких трибун. И спустя 100 лет мы снова придумываем велосипед… имея его под рукой… И отгребаем и отгребем еще не одну волну беспризорников и просто ребят, которые не могут найти свое место под солнцем… Ибо только на своих персональных ошибках учимся… Что нам история? Литература? У нас свой путь! Да.
  3. Третья ценность. Эта книга еще и про предпринимательство. Настоящее предпринимательство! На ровном месте, в чистом поле, без финансирования, перевоспитывая преступников, борясь с врагами, завистниками, провокаторами, создать самоокупаемую организацию. Слабо? А сделать это несколько раз? С новыми командами (бандами)?
    Я бы в бизнес-инкубаторах (типа для выращивания будущих предпринимателей) ввела обязательное прочтение этого произведения! И тест.

И это только основные линии…

А сколько ценностей скрыто между строк? Как много рассказано о системе, как много примеров, которые на 100% работают и сейчас (и не только с малолетними преступниками). На этот раз вся книга – в метках.

 

Несколько зацепивших цитат:

  • «Когда человек получает жалованье, так у него появляется столько идей, что их некуда девать. А когда у него нет денег, так у него одна идея: у кого бы занять? Это же факт»
  • «Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление металлов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место»
  • «Воспитывая детей, надо помнить, что мы создаем будущую историю нашей страны».

 


Назад