- Первая. Цель системы образования.
Давайте разберемся, для чего нужна система образования, с учреждениями, правилами, экзаменами и пр.
Нет, не для получения знаний. Чтобы получить знания можно заниматься с репетиторами, обучаться самостоятельно, читать.
Нет, не для социализации. Ребенок социализируется и в кружках, в секциях, во дворе.
Давайте осознаем, что конечная цель участия в СИСТЕМЕ образования - получение профессии. Только в системе (получив определенный набор знаний, умений и навыков, подтверждая качество последних результатами экзаменов) можно получить профессию врача, технолога, проектировщика, фармацевта.
При этом ряд профессий наличия образования не требует (давайте признаемся честно). Профессию кассира, продавца-консультанта, офис-менеджера осваивают на рабочем месте.
Понимаете, о чем я?
Задайте себе (родители, дети) первый вопрос: я хочу получить профессию или я хочу получить образование? В первом случае иное отношение к обучению, другой выбор предметов, другие требования к качеству знаний. В том числе, и готовность постоянно сдавать экзамены даже после получения профессии.
И, безусловно, современная система образования дает возможность и социализироваться, и стать образованным человеком. Три в одном!
И отсюда вытекает следующий постулат.
2. Мысль вторая.
Если образование и профессия нужны мне, моему ребенку, тогда почему учителя должны из штанов выпрыгивать, чтобы вовлечь детей в обучение???? Почему они должны стать креативными, вовлекающими, держащими дисциплину и пр.? Почему?Возможность получить образование призвано расширить для нас выбор профессии, а значит увеличить степень свободы в самореализации, в доходе. Кому нужны эти возможности? Детям (и хранителям их интересов – родителям). Кто должен ДОКАЗАТЬ свое желание обучаться, готовность получать знания? Правильно – дети. Доказывать своевременным приходом на занятия, выполнением домашних заданий, поведением на уроке. Кто должен объяснить им это? Верно – родители.
Не хочешь учиться? Не надо, отправляйся работать. Зачем мучить себя, зачем мешать тем детям в классе, кто хотят учиться? Зачем создавать искусственные препятствия педагогам, которые готовы отдавать свои знания, опыт?
Что хотите со мной делайте, но я убеждена в том, что нужно менять логику отношения к обучению. Потому что, если ни дети, ни родители не понимают ценности образования, необходимости тренировки мозгов, развития себя в течение всей жизни, – никакие новые формы (интерактивные, в интернете, с мультиками и фильмами, домашнее и камерное обучение) – ничего не поможет.
Невозможно лошадь заставить пить, если она этого не хочет.
Учитель – источник знаний. Как книга. Источник не мотивирует.
И наша основная проблема не в системе образования. Она в том, что мы сами, взрослые, не оценили БЕСПЛАТНОСТЬ и ДОСТУПНОСТЬ образования. Мы транслируем везде, что «математика и химия» не пригодятся. Это слышат ВСЕ дети. Все. И те, кто будет работать промоутером и те, кто потом внезапно решает стать технологом, химиком, врачом…
Проходят годы, а мы удивляемся, откуда столько непрофессионалов, неспособных владеть информацией о новинках фармацевтического рынка (память не натренирована), неспособных сделать проект дома так, чтобы он не рухнул через 5 лет…
У нас отличная система образования, гармонично развивающая мозг человека, только НАДО УЧИТЬСЯ, а не находиться в ней. Надо чтобы средний балл по результатам ЕГЭ был не 2 и 3 в пересчете на пятибалльную систему, а 4 и 5. Надо чтобы не было разрыва между объективной и субъективной оценками (по результатам ЕГЭ – «троечник», а аттестат – «отличника»). Надо нам научиться понимать и различать: что такое образование как таковое и что такое профессия. И отвечать за свой выбор.
Знаете, как в управлении диагностируют причину сбоя? Кто виноват: система или человек? Если хотя бы один сотрудник выполняет поставленную задачу при прочих равных условиях, значит проблема не в системе, а в остальных исполнителях (не захотели, не сделали, плохо сделали).
Здесь аналогично.
В каждом классе есть некоторое количество учащихся, которые справляются с программой, выполняют задания, слушают учителя, приходят в школу без опозданий. Значит это возможно.
Есть люди, которые осознанно подходят к выбору профессии. Значит это возможно.
В каждой профессии есть ПРОФИ. С большой буквы.
Эти люди БЕРУТ и ДЕЛАЮТ. Значит это возможно.
И работают в лучших компаниях. И востребованы.
Я хочу, чтобы мы осознали ценность и роль образования, и роль осознанного выбора профессии.
Подумайте об этом. Поговорите со своими детьми, с их одноклассниками, на классном часе, на родительском собрании.