№53. 13 причин ПОЧЕМУ? (сериал)
СТАТЬЯ 27.02.2018
Учимся у кино

 

14 причин почему или чужих детей не бывает.

Эту четырнадцатую причину Ханна, героиня фильма «13 причин почему» не смогла понять в силу своего возраста. И эту причину, к сожалению, не могут понять и принять многие взрослые (родители).

 

Сразу предупреждаю, этот пост не надо читать если вы, посмотрев фильм решили, что во всем виноваты только жестокие дети или школа.

Почему?

Я считаю, что четырнадцатой причиной самоубийства Ханны являются родители.

Любые родители. Все и каждый из родителей героев фильма.

 

Мне кажется, если родители будут понимать, что в момент появления у них ребенка для них начинают действовать правила «Чужих детей не бывает» и «Родитель – это профессия», у нас в обществе в целом и в отдельных семьях количество проблем с детьми снизится до нуля.

 

Если я, как мать, отправляю своего ребенка в сад или в школу, почему я не занимаюсь адаптацией его в новом обществе? Почему я не учу жизни в этом обществе? Семья переехала? И снова бросила ребенка в школу, как в воду – выплывай как хочешь. При том, что там, в той школе тоже были проблемы.

 

Да, в семнадцать лет ребенок уже не ребенок (есть права и машина, тусовки) и тем заметнее, что родители не научили к этому времени дочь (и всех остальных героев) элементарным вещам, например, ДРУЖИТЬ и строить отношения:

- что такое дружба?

- как она проявляется?

- когда дружба – это манипуляция?

- как ссориться и мириться?

- что можно прощать, а что нет?

- как проявлять симпатию и как отвечать на нее?

- что такое любовь и как она проявляется?

- что дружба с новой машиной не появится.

- то такое добро и зло, что зло не обязательно преступление, но и молчание, молчаливое согласие.

 

Где роль родителей в объяснении, как пользоваться социальными сетями и информацией? Что и кому говорить, где и как писать, публиковать?

 

Где роль родителей в формировании правил, как вести себя на вечеринке (безопасность).

Я вообще балдею от родителей, которые разрешают подросткам устраивать вечеринки с алкоголем (и наркотиками). Нарушают закон просто игнорируя факт его наличия на этих тусовках (откуда взяли, кто достал).

 

Где роль родителей в объяснении, что такое насилие, что такое ответственность, что такое быть свидетелем преступления. Где, опять же, грань между дружбой и юридическими взаимоотношениями?

 

Где роль родителей в том, чтобы научить ребенка говорить «нет»?

 

Где родители, которые могли бы заметить перекос в школе в сторону спорта? Лидеры не ученики, а успешные спортсмены и болельщицы. Это школа с активной спортивной секцией или спортивная школа с несколькими уроками?

 

-Где совместная деятельность? Как например, в семье Тони.

 

-Где объяснения, что даже незначительное слово или дело может спровоцировать трагедию и с этим знанием потом надо как-то жить?

И даже если ты не окажешься осужденным в правовом поле, то что делать с тем, что внутри? Как этим осознанием вины жить дальше?

 

Родитель – это профессия. Нравится нам это или нет. И есть два варианта, либо эту профессию реализуют папа с мамой, либо окружение. А тут – как повезет.

Обратите внимание, из всех главных героев фильма реально неблагополучная семья только одна – у Джастина. Остальные семьи внешне вполне себе благополучны.

 

И родители до конца уверены: мой ребенок не причем, он/она не такая, у нас все хорошо.

Просто по одной причине, воспитание это не:

-Привет, как дела?

-Нормально.

Это не завтраки по принуждению или семейные ужины, как театральная постановка.

Это не типа серьезный разговор по душам:

-У меня тоже были проблемы в детстве, но я же вот…

 

И родители судят о своем ребенке по тому, как он ведет себя дома. А быть сыном/дочерью и школьником/другом – две разные социальные роли. Порой диаметрально противоположные.

 

Родители о том, что они родители вспоминают тогда, когда гром грянул и несутся во все тяжкие: кто-то закручивает гайки; кто-то, напротив, чрезмерно заботлив; кто-то старается выстроить доверительные отношения.

Но надо понимать, что сломанное чинить всегда сложнее. Наказывать за то, чему сами не научили – бред. Искусственное проявление любви и заботы – заметно и бесит.

Поэтому здесь, как нигде еще, важна профилактика подобных ситуаций.

 

Вы мне скажете, что этим всем должна заниматься школа, учителя. Посмотрите фильм. Педагоги отвечают за урок, а что происходит с детьми до урока/школы, в перемены и после? Кто отвечает? Я не про безопасность. Я про отношения. И про то, как они потом влияют и на уроки.

Ну хорошо, без проблем, а если школа этим не занимается (не важно по какой причине) или занимается так, как в сериале, вы готовы рискнуть здоровьем или жизнью своего ребенка?

Мы живем в обществе: сады, школы, секции, коллективы и предприятия, семья, в конце концов. Исторически наши предки передавали свой опыт своим потомкам. Что изменилось? Почему передачу опыта, который должен обеспечить выживаемость нашего рода, мы переложили на посредников? Роль родителя в том, чтобы просто родить? Извините – дело не хитрое.

 

Я считаю, что родители должны принимать активное участие в жизни группы/класса (не на родительские собрания ходить), а создавать реальное сообщество. Вашему ребенку в этом сообществе проводить несколько лет и большую часть дня. Неужели вам все равно, что происходит с ним? Неужели вы реально готовы просто бросить в воду и ждать: выплывет или нет? Или вы верите, что взросление, ответственность и понимание жизни приходит автоматически? Когда стукнет 18 лет, к примеру?

 

Чужих детей не бывает. Если хотя бы один родитель в классе расскажет и научит дружить, поделится опытом выхода из проблемных ситуаций, выстроит доверительные отношения с одноклассниками ребенка, элементарно будет знать, что на самом деле происходит в классе – история Ханны не повторится.

Хотя бы один родитель.

 

И этот фильм профилактическая прививка для всех нас.

Мне трудно посчитать полезности, я сделала конспект всех серий. Ощущение, что сценарий переписала. Тем более не корректно сравнивать сериал с классическими фильмами.

Но это совершенно точно и глубокий, и детально полезный фильм.

Родителям смотреть обязательно. С детьми или без – решайте сами. Фильм не простой.

С подростками я бы смотрела вместе и обсуждала прямо по ходу пьесы.

Роль школы (поведение администрации и учителей) обсуждать не хочу. Ибо если бы родители были в школе не только на родительских собраниях, а жили бы интересами класса, где учится ребенок, эти проблемы они бы не допустили. И даже если бы ребенок пошел к психологу, то с родителями.

И даже после смерти Ханны родители других детей не изменились. И пошли новые суициды… Что еще должно произойти?

 

Несколько цитат:

- Одна маленькая перемена в системе может изменить все.

***

- Друзья бы знали, что она ненавидела розы (мама Ханны о цветах для дочери).

***

- Когда справедливости нет, восстанови ее сам.

***

- Себя не знаем. Мы не такие, какими кажемся. Мы не знаем, кто мы на самом деле.

***

- Все проблемы можно решать словами. И создать проблемы словами.

***

- Если бы что-нибудь, хотя бы что-нибудь произошло иначе, ничего бы этого не случилось. Если бы хотя бы кто-то один из нас дружил с ней.

***
- Выбор есть у тех, кто хорошо учится. Тот еще и деньги получает (учится бесплатно).
Если у тебя нет хороших оценок и денег, решение кем быть принимается за тебя.

***

- Все университеты хотят взять его баскетболистом (мама о сыне Заке, который будет биологом).

***

- Иногда что-то просто происходит. Происходит само по себе. И ты ничего сделать не можешь. Просто важно то, как ты поступишь потом. Не случившееся важно, а твоя реакция.

***
-Что хуже, чем быть насильником?

-Прятаться за ним.

***

-Других не изменишь, себя можно.

 

_______________________________________________________________________

А еще я плакала, когда смотрела этот сериал. Вспомнила, как дочь в начальной школе девочки «заказали» мальчикам побить. За деньги. Хорошо, что мальчики все рассказали. Как ее близкая подружка украла деньги у родителей, а свалила все на нее… А когда один неуправляемый парень начал кошмарить весь класс я «пошла в школу». Первый раз это было в пятом классе, а потом, уже переехав и сменив школу, я начала все сначала с новым классом. Классные часы и мероприятия. Разговоры о профессиях, о конфликтах, об успеваемости, дискуссии и проекты.

Я плакала, узнавая себя в родителях героев сериала. Имитация родительства.

И я благодарна судьбе, которая показала мне единственно верный путь. Нужно отвечать за свою семью и своего ребенка самой. Я успела очень многое сделать. И жалею только о том, что не начала делать это раньше.

 

Не знаю, может ли фильм чему-то нас научить или должна случиться личная беда?

Я бы очень хотела, чтобы мы на этих историях учились и делали мир вокруг лучше. А иначе зачем это все?

Может быть поэтому эту историю я воспринимаю именно так…


Назад

Авторизация

Повторная активация