Моя рубрика «Учимся у кино»

№45. Головоломка - 17


 

Этот мультфильм обязателен к просмотру всем родителям.

Родителям детей любого возраста.

Расскажу почему и предложу три игры для полезно-приятного времяпрепровождения в семье.

 

Самая важная мысль фильма (как всегда – лично мое мнение): воспитание должно быть проактивным, а не реактивным.

На упреждение ситуаций, а не расхлебывание последствий.

В мультфильме показан пример реактивного воспитания. Стресс от переезда и смены окружения у ребенка уже случился – родители как-то реагируют.

Проактивность могла бы быть выражена в том, чтобы заранее обсудить, как будет проходить адаптация в школе, найти секцию хоккея до самого переезда, обсудить особенности нового местожительства (кухня, примечательности, климат), выявить все страхи и опасения и придумать выходы из них, помочь найти друзей на новом месте.

У нас, к сожалению, часто родители детей бросают. Бросают в воду, пусть сам выплывает. В качестве «воды»: секция, школа, смена школы, лагерь, развод родителей и новая семья. И дети вынуждены сами выкручиваться. Как могут. В меру своих способностей и окружения.

А задача родителя научить ребенка управлять своими эмоциями, разбираться в разных ситуациях, находить решения.

Чтобы потом не удивляться, что доверие потеряно (если было вообще), что лидером мнений в семье являются не они, а другие люди, что ребенок «натворил» таких дел, что разобрать без специальных служб уже невозможно.

Важно понять, что в любом случае ребенок будет делать выбор сам, как себя вести и что делать. Только если родители позаботились и поговорили о том, что может пойти не так, какие есть варианты выхода из ситуации, какие последствия есть у каждого выхода, договорились о том, что ребенок всегда может обратиться к родным – проблем будет в разы меньше. Более того, пройдя такую адаптацию один раз, второй раз эти разговоры не понадобятся. Научили.

Говорю из практики. Дочь, учась в 6 классе, меняла школу и место жительства. Было не просто, но я действовала так, как описала выше. Мы очень много разговаривали, обсуждали ситуации с одноклассниками, учителями.

А вот переход в лицей в 10 классе уже прошел легко. Ибо уже был опыт.

 

Вторая мысль мультфильма.

Кто кем управляет? Мы эмоциями или эмоции нами?

И здесь я хочу предложить вам, родители, игру.

Каникулы длинные. Поиграйте с ребенком в «Угадай эмоцию». Вы ведете обычный образ жизни, только время от времени угадывайте друг у друга эмоции, с которыми вы что-то говорите или делаете.

Только расширьте список эмоций.

Добавьте к пяти эмоциям мультфильма:

-Любовь

-Нежность

-Любопытство

-Азарт

-Жадность

-Зависть

-Отчаяние

Играя убьёте несколько зайцев.

Во-первых, научите ребенка (и себя) разбираться в разных оттенках эмоций. В себе, и в других.

Во-вторых, отслеживать из какой эмоции действует другой человек.

В-третьих, какие эмоции запускаются у вас: на гнев- гнев? На радость – радость? Или? Поиграйте. Потом проще будет общаться в реальной жизни.

 

Третья мысль. Нет плохих и хороших эмоций. Вопрос их уместности.

Из страха может быть паралич действий, а может быть подвиг. Из печали может случиться депрессия или родиться нежность.

Вторая игра для всей семьи.

Берете любую ситуацию и разыгрывайте ее из разных эмоций.

Нужно, например, помыть посуду/сделать уроки/поиграть с младшим братом.

Как это будет из гнева? А из любопытства? Из азарта? Заботы?

Проговорите варианты.

Можете добавить интриги, написав разные эмоции и ситуации на листочках, и потом вытягивая и ситуацию, и эмоцию случайным образом.

Главное за игрой не забыть помыть посуду.

Очень хорошо натренируете управление эмоций. И у себя в том числе.

 

Четвертая мысль. Нет в жизни только моноэмоциональных ситуаций.

В каждой из них целая гамма эмоций.

Третья игра. Берете любое воспоминание и разбираете состав эмоций.

Представьте, что вы детективы. И вам надо найти их все. А потом определить главную.

Усложним задачу. Сделать состав эмоций, когда это событие произошло и сравнить с составом спустя время.

Обсудить, кто выбирает, какая эмоция будет главной, связанной с этим событием.

Обсудить, как меняется состав эмоций со временем.

Обсудить, как на одну и ту же ситуацию разные люди реагируют по-разному.

 

«В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь.
Другой — листвы зелёной вязь, весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое».

 

В этой игре можно научиться видеть весь диапазон эмоций в каждой ситуации, управлять своим эмоциональным фоном в ситуации и во времени.

 

Пятая мысль. Я бы отдельно развила тему честности и доверия и поговорила бы об эффекте «ложечки нашлись, а осадочек остался». О том, какую цепь эмоций вызывает и сохраняет в памяти навсегда ложь, предательство, воровство.

Просто расскажите, родители, о разных событиях на эту тему детям.

Это уж точно события, которые лучше предупредить, чем потом… реактивно решать.

 

 

Хотите создать общее информационное пространство в своей семье? Понимание разных ситуаций, получить тему для обсуждения?

Совместный просмотр мультфильма всей семьей – один из лучших вариантов!

 

Полезностей – 17. Глубины в разы больше.

 



Назад