Моя рубрика «Учимся у кино»

№32. Догвилль - 76


Сила слова в том ЗНАЧЕНИИ, которое оно имеет.

Причем имеет для нас и для других людей.

Ибо, как ни странно, для разных людей

одно и тоже слово

может иметь совершенно разное значение.

 

Отсюда все наши беды. 
 

 

 

 
Мне кажется, что в этом смысле фильм «Догвилль» – фильм о четырех словах: власть, любовь, милосердие и высокомерие. 
И в течение всего фильма можно наблюдать как по-разному видят смысл этих, казалось бы, понятных слов, герои. 
Как этот смысл меняется, как он трактуется в свою пользу. 
Более того, смысловая нагрузка слова может меняться на прямо противоположную. Милосердна ли главная героиня или все же такую причудливую форму принимает ее высокомерие? Любит ли Том Грейс или это уничтожение личности? Власть – это вседозволенность или ответственность? 
И это один из важных уроков этого фильма: сверьте показания в коммуникациях. Проясните, как вы понимаете тот или иной термин, уточните определение. И половина проблем в бизнесе и в семье исчезнет. 

-Это фильм о том, как важно любить и ценить то место, в котором живешь. И эта ценность в глазах смотрящего. 
И этот аспект фильма идет в параллель с лояльностью к работе. Три Д: думать позитивно о том месте, где ты живешь; декларировать позитивные мысли; действовать в интересах выбранного места. И это не глупая радость, а выявление ценностей именно этого городка. И работа над тем, чтобы этих ценностей было больше. 

-Это фильм о пустозвонстве. Об имитации бурной деятельности (ИБД). Здоровый парень Том – единственный бездельник города, при этом поучающих всех и вся, считающий себя экспертом и писателем. 
Кстати, отчетливо видно, что быть писателем и считать себя писателем – разные вещи (вместо писателя можно подставить специалиста любой другой профессии). 
Том – человек масштаба. Нет, он не может сам лично приютить Грейс, дать ей кров и работу. Если спасать человека, то всем миром! Нам некогда прибраться в своем доме и помочь соседям. Мы же заняты глобальными прожектами. 
Манипулятор заменил собою Грейс. Это он мог бы ухаживать за кустами крыжовника, это он мог бы вести задушевные разговоры с соседями, это он мог бы научить играть в шахматы, а не выигрывать и за счет этого возвышаться над соседом. 
И это его пустозвонство и ИБД искажает реальность: как часто мы судим о людях не по делам, а по словам, по тому, что о них говорят. Грейс за короткое время «причинила» столько добра городку, сколько Том не сделал за всю жизнь. Но жители больше верят объявлению и словам Тома, чем реальным результатам и поступкам Грейс.... 
-Это фильм о том, в какой ад может быть выстроена дорога благими намерениями. 
-Это фильм о том, как меняет людей власть. Увы, не в лучшую сторону. 
-Это фильм о зависимости. О том, как появляется роль жертвы. О зависимости жертвы от преследователя. О росте насилия, если вы зависимы. Безысходность одного = безграничная власть другого. Это фильм про Стокгольмский синдром. Взаимозависимость жертвы и насильника, оправдание жертвой насилия и насильника. 

-Это фильм об иллюзиях. Грейс, живя в ограниченном мире, придумала в себе, что там люди добры, хороши, миролюбивы. И, прожив почти год в Догвилле, убедилась, что «разница между теми людьми, которых она знала дома, и теми, с которыми познакомилась в Догвилле, оказалась чуть менее разительной, чем она ожидала». 

И мне кажется тюрьма, которая строится фоном в течение всего фильма, лучшее место для жителей Догвилля. Ибо все они стали преступниками. В разной степени, но стали. И да, загоняя человека в угол, нужно быть готовым к агрессии. 

Завершая свой спич в отношение этого фильма, это тот редкий фильм, в котором каждая фраза на вес золота! Каждая переплетается с другими, много параллелей.

Полезностей – 76. Глубины – на несколько пересмотров. Благодаря этой рубрике я его пересмотрела в очередной раз и раскрыла с новой стороны. Один из важных фильмов в моей фильмотеке. Рекомендую. 

P.S. Собаки лучше людей. Они прощают за украденную кость. Такой вот Догвилль.



Назад