Моя рубрика «Учимся у кино»

№ 26. Одержимость -140


 

Чтобы сыграть Whiplash (мелодия, которую разучивает оркестр), нужно быть Whiplash (одержимым музыкантом и дирижёром), не гнушающимся Whiplash (кнута). 
Вот такая витиеватая игра слов. 

 

 
Из всех фильмов, которые мы с вами посмотрели и обсудили - это лучший. 

Мой список мыслей, цитат, полезностей – больше 140 пунктов. Предыдущий рекорд фильм «Основатель»  набрал 100 пунктов. 

Насколько этично поведение дирижёра? Допустимы ли такие методы подготовки учеников? Оправдывает ли цель средства? 

Давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны и проведем параллели с бизнесом. 

Теренс Флетчер – дирижёр, руководитель оркестра, преподаватель. И он здесь царь и бог. 
И, как руководитель, он выбирает с кем ему играть. Его оркестр – его дело, его репутация и он ее будет отстаивать слезами, потом и кровью учеников, и своими нервами. И команда (оркестр) не просто сами приходят к нему, о нем ходят легенды, и каждый ученик мечтает попасть в его оркестр, учиться у него, прекрасно зная его методы обучения. 
И, принимая такое решение (рассматривая его как возможность, как шанс, как школу) важно быть последовательным до конца. 
Быть готовым соответствовать высоким требованиям, работать над собой, слушать и слышать своего учителя. А если не слышишь, если не понимаешь, если не соответствуешь… 
Тебе, быть может, дадут шанс, наорав предварительно. 
Не оценил шанса? Уйди. 

Теперь про героя фильма. Эндрю Ниман способный ученик, но я в нем вижу больше недостатков, чем достоинств. 
Да, он фанатично трудолюбив, но очень высокого мнения о себе. Я думаю, что Флетчер его взял в оркестр в первую очередь именно за трудолюбие (вечерняя репетиция), а Ниман уже решил, что учитель оценил его талант. Видно, как он расслабился. И эта реакция и была подсказкой для Флетчера – похвала не сработает, сработает кнут. 
Ниман единоличник. У него одна цель – стать великим. Не стать вкладом в оркестр, а самому добиться желаемого. Одному. Он использует оркестр, как площадку для тренировки, как возможность учиться у самого Флетчера. И это то, что не разглядел в нем учитель, его ошибка. 
Ниман в своем эгоистичном единоличии еще и безответственен: забывает перелистывать партитуру коллеге, теряет папку, чуть не проспал на урок (пусть даже мнимый), неправильно рассчитывает время перед выездом на концерт, забывает палочки. 
И не так уж он и профессионален. Думая много о себе, он уже видит себя великим, но первая же игра в оркестре показывает – его темп далек до нужного. И потребуется много часов кровавых тренировок, чтобы получить желаемый результат. А корону-то снимать ой как больно… 
Его эгоизм достигает апогея, когда объективно понимая, что он не может играть (после аварии), Ниман все же садится за барабанную установку и срывает выступление всего оркестра. 
И он мелко мстит учителю за то, что тот его выгнал из оркестра. 
А единоличие толкает его бросить вызов самому дирижёру в финальном выступлении. 
Короче, этот ученик – тот еще подарок. 

Но Флетчер видит в нем то, что еще сам Ниман о себе не знает. И в этом великая сила великого учителя – работать не с тем, что есть, а с потенциалом. И он добился своего, но оценит ли этот вклад ученик… не уверена. 

Не могу сказать, что все методы Флетчера мне симпатичны. Мягко говоря. Но я делаю скидку на особенность менталитета: мы с вами посмотрели множество фильмов и оскорблять подчиненных, переходя на личности, видимо такая национальная забава американцев. 

А вообще, ученик и учитель стоят друг друга. И эта история ценна для обоих. 
Кроме того, для Нимана Флетчер выступил еще и в роли отца. Родной отец за неимением матери выступает в роли тотальной мягкости, принятия, поддержки, если и есть поддевки, то в щадящей форме. Нужен же кто-то, кто скажет: Нет на свете слова более вредного и опасного, чем «молодец». 
И да, каждый из нас решает сам, как найти баланс между «хвалить или не хвалить, бранить или не бранить». Вечные вопросы. Вечно интересный фильм. 



Назад