"Трасса 60"
Один из любимых мною фильмов я снова пересмотрела и нашла 124 полезности.
Делюсь основными ценностями.
Итак, о чем для меня этот фильм?
В первую очередь о том, что путь всегда больше и важнее цели путешествия.
«Это началось как желание, стало приключением, а закончилось как уникальное дорожное путешествие».
Ведь если бы главный герой был сфокусирован только на доставке пакета, то вряд ли получил шикарный опыт. Заметьте, все его желания в результате исполнились, но самым неожиданным образом, о котором он и помыслить не смог.
В качестве опыта ему был предложен огромный ассортимент ситуаций. Которые требуют отдельного рассмотрения (не в хронологическом порядке).
И коль скоро фильм богат цитатами, буду делиться самыми ценными с вами.
Насчитала одиннадцать основных блоков-ситуаций:
Ситуация «Родитель-ребенок».
Когда и как родители понимают, что ребенок уже вырос? И способен самостоятельно принимать решения? Наверное, тогда, когда ребенок стал самостоятельной и автономной личностью? А задача любого родителя выпустить в свет, эту самостоятельную и автономную личность. Мне вот только не понятно, почему надо выбирать: быть художником и юристом? Почему нельзя и то, и другое? А уж если смотреть этот фильм в 2018 году (фильм 2002 года), то тем более. Это более выигрышная стратегия: гармоничное развитие мозга, увеличение шансов реализации разных карьер, больше выбора, расширение круга общения.
Отдельная тема: подарки из своей детской мечты. То есть не для того, кому даришь, а для себя.
Ситуация «Назло бабушке уши отморожу».
Возможно, как следствие, базовых отношений с родителями:
«Я работал в ночной смене на складе продуктов, загружая заказы в грузовики, везущие потом их в различные магазины утром. Мне нравилось это по трем причинам: я сам получил эту работу, она давала мне достаточно, чтоб мне не нужно было выпрашивать у старика наличные, и это раздражало Дэниела, что его сын работает на такой низкой должности».
Проблема в том, что так способ отношения с жизнью может стать привычкой и действовать уже за рамками отношений с родителями:
«Каждая из моих девчонок — протест против предыдущей. Джаннет так высказывалась о моих картинах, что доводила до ярости. Тогда я нашел Сэлли, которая отказывается иметь личное мнение, но достала меня психоанализом. То есть, опять не то...»
Ситуация «Шарик».
Когда нет опоры и понимания, как принимать решения, мы ищем подсказки. Любые.
В фильме роль подсказчика выполняет «Шар»:
-Шарик, он врет?
-Тебе решать.
И отказ от такой «опоры» тоже является признаком взросления. Только взрослый человек способен самостоятельно принимать решения, а для совета привлекать не «волю случая», а экспертов.
Ситуация «Желания».
О, в этом фильме масса примеров того, к чему приводит некорректная формулировка или непродуманность последствий самого желания.
Желание может стать обузой, исполнение одной мечты несет не только счастье, но и порождает новые проблемы.
«Одна пара пожелала пожениться и обрести вечное счастье. Я взорвал их машину у церкви сразу после венчания. Другой хотел идеального секса каждый день, с роскошными женщинами, без беременности. Теперь ему каждый день присылают порножурналы и стерильные салфетки».
Ситуация «Поиск идеального любовника»
Предложенную в фильме цель можете заменить на любой поиск работы, хобби, дома, семьи.
Этот момент в фильме о том, как часто лучшее становится врагом хорошего. И поиск идеала — это всегда бесконечный путь. А оно нам надо?
И это еще один пример, как сфокусировавшись на цели, а не на пути, можно пропустить что-то важное: «Да, я твой идеал, которого у тебя не было».
И это еще один пример, когда на пути к своей цели можно встретить людей, с другими целями и ценностями.
«Мир становится другим, когда не думаешь все время о сексе и не реагируешь на все сексуально».
Ситуация «Город-наркотик»
Как много бесплатного в жизни легко подсаживает нас на зависимость: социальные сети, игры, наркотические вещества разной степени химической активности. И мы уже не живем свою жизнь, мы живем, для того, чтобы реализовать эту свою зависимость. Выбор за нами.
«Простая, счастливая жизнь. Никаких решений, никакой ответственности. Никаких проблем. Они нашли ответ. Вы уверены, что ваша жизнь лучше?
— Они как животные!
— Мы все животные. Просто у некоторых другие приоритеты, только и всего».
Ситуация «Не чего терять»
А вы когда-нибудь задумывались, как изменилась бы ваша жизнь, будь у вас конкретно ограниченное время жизни (1 или 2 месяца) и пояс с динамитом?
Интересная линия в фильме о том, как работа может стать призванием методом «от противного».
Ситуация «Поддельного искусства»
Насколько контекст влияет на восприятие содержимого. Насколько обществу важнее фантики, а не суть. Увы и ах.
Ситуация «Город юристов»
Это, видимо, модель нашего будущего. Работа ради работы. Этакий круговорот деятельности в природе. Зато все при деле и нет безработицы. И этот сюжет для меня о том, что прежде чем оказаться в другой стране, городе, предприятии, семье – узнай правила и законы. Ибо незнание не освобождает от ответственности.
Ситуация «Жизнь»
Просто цитата:
— Что бы ты про себя ни возомнил, все равно будет то же самое. Просто другая школа.
— Школа?
— А как же? Все в жизни — школа, только название меняют. Вот наш склад. Вместо директора — босс, вместо учителей — менеджеры, вместо уроков — выполнение заказов. Не выполнил заказ — тебя увольняют, выгоняют из школы. Слова другие, но все абсолютно то же самое. Школа.
Ситуация «Имейте мужество жить. Умереть-то любой может»
Понятно, что история не терпит сослагательного наклонения, но как полезно хотя бы предположить иной вариант развития событий. Как могло бы быть, если… Герою удалось увидеть, чем все могло бы закончится, если бы…
Как важно давать случайностям случаться…
И напоследок:
«Я тоже считаю себя художником, но мой холст — вся жизнь. Некоторые художники не выносят вида своих творений, когда они закончены, а я свой самый большой поклонник».