«Подумай, для кого танцуешь ты?»
В сегодняшнем обзоре фильм «Большой» (2017).
И я хочу поделиться двумя основными темами, которые я увидела в этой истории. Истории про балет и про жизнь.
Про балет.
Чем руководствуются родители, которые принимают решение отдать ребенка в балет? Личными амбициями? Желанием поддержать талант ребенка? Стремлением заработать на нем (станет звездой и все усилия окупятся)? Просто пристроить куда-то?
Наверное, у каждой семьи свой путь в большой балет, в фильме же отражено несколько сценариев этой дороги. Но все пути, как мне кажется, объединяет два общих заблуждения, которыми страдают все родители, делая ставку на балет: прима всегда только одна.
Хотите ли вы, родители, чтобы ваш ребенок был не примой, а всю жизнь танцевал в кордебалете?
Второе заблуждение – это уверенность в том, что результат зависит только от старательности и прилежности ребенка. А у девочки грудь выросла (так бывает), и речь идет уже даже не о кордебалете, а уходе из профессии? Как такой вариант развития событий? Рассматривается родителями? Нет. А понимание, что у всякой профессии есть свой «срок годности»? А что делать дальше? К этому кто-то готовит?
И, вне зависимости от исходных целей, это явная родительская безответственность по отношению к будущему ребенка.
Очень глубоко раскрыта тема ответа на вопрос «Для кого танцуешь ты?» в диалоге уже подросших главных героинь. Одна танцует потому, что не может не танцевать, видит в этом единственный смысл своей жизни. У второй, у Юлии, цель вполне взрослая, правда не выбранная ею, навязанная обстоятельствами. Уйти из того окружения, где она жила. И здесь есть место чуду: встреча с первым педагогом, с проводником в большой балет. А потом появляется и вторая цель, навязанная матерью – деньги.
Да, мотивация избегания очень мощная сила. Если добавить к этому врожденные способности Юлии – у нее изначально были все шансы на победу. Не забудьте еще и про благоприятно складывающиеся обстоятельства: встреча с Потоцким и Белецкой. Просто подарок судьбы. Тогда… что не так?
А сколько еще шансов выпадало Юлии вернуться в строй, занять место, которое ей даровано природным талантом?
Но Юлия совершенно гениальна еще в одном: как про… потерять и свой талант, и все возможности, которые дает жизнь. Причем делать это снова и снова.
Вот и выясняется, что одного таланта и благоприятных обстоятельств мало. Характер должен быть.
Понимание, что такое есть профессия, которую я выбрала. Должна быть ответственность за себя и труд других, дисциплина и понимание того, что любовь фортуны не вечна. И, похоже, она не любит ленивых и тех, кто не в состоянии по достоинству оценить дары судьбы.
С темой балета, пожалуй, закончим. Хотя, все, что я выше написала, относится к любой теме, где звучит «большой». Например, большой спорт.
А теперь про жизнь. На примере балета.
Это фильм об отношениях в семье, о воспитании, точнее об отсутствии его. О материнском эгоизме: несколько лет не интересоваться судьбой ребенка (это как раз история про «сбагрить ребенка куда-нибудь»). А потом предъявлять претензии, что, мол, не помогает растить ее детей.
Обесценивание достижений ребенка: «Получше никого не нашли?». Родительская токсичность высочайшего уровня.
Мать не научила ребенка ничему, никакой социализации: перекати поле, живи как хочешь, делай что хочешь.
Юля, решая проблемы матери, даже не понимает разницы: можно заработать деньги и отдать матери, а можно отказаться от роли и отдать деньги. Только пути после этого выбора будут разные. Навсегда.
Это фильм о роли учителей. И о том, какими они бывают разными. И, уж коль скоро, мы отдаем детей в школу, в секции, в балет, наша родительская ответственность научить детей строить отношения с этими разными взрослыми.
О роли учителей, и о детях, о «как бы» друзьях, о доверии и предательстве, о провокациях и конфликтах.
Мы не в силах на 100% выбирать свое окружение ни в детском возрасте, ни во взрослой жизни. Мир разный: добрый и злой. Интересный и скучный. В нем не только красота, любовь и уважение. В нем есть зависть и стыд, унижение и обман, корысть и интриги. Он разноцветный. В разных ситуациях и краски разные. Хочешь просто танцевать – будет больше ярких красок и радостных красок. Хочешь быть примой? Без боли, отчаяния, конкуренции, ревности, интриг не обойтись. Выбирай.
Но мы выбираем сами, как нам в этом мире существовать. И мы, как родители, обязаны подготовить детей к жизни в этом разноцветном мире. Иначе мы не родители, а только рожатели.
Мне очень понравился контраст, который отражает всю нашу жизнь, а не только балет. Очень эффектно показано то количество времени и сил, затрачиваемых на тренировках, и … одно выступление при полном параде.
У всего есть цена. Дорогая покупка? Дорого платим.
И напоследок. Про прыжок с крыши на крышу.
Это вовсе не проявление уникальных способностей, особого таланта, смелости. Это суицид. Я так вижу. Это попытка уйти из жизни просто под красивой маскировкой совершения трюка.
Только обычно такие вещи делают, чтобы этот полет-крик кто-то услышал. А тут услышать некому. Крик в пустоту.
Полезностей – 58. Многогранный фильм.