Рубрика «учимся у кино». Обзор №49. Фильм «Театр» (1978 год).
«Люди играют, изображают что-то из себя, притворяются» – так мы думаем и говорим об артистах, о спектаклях и сюжетах фильмов.
В этом фильме я увидела другой взгляд. Артисты на сцене проживают свои роли, согласно сюжета, а играют и притворяются люди. В своей реальной жизни. Ибо именно истории из реальной жизни со временем становятся материалом для пьес и сценариев.
Только вдумайтесь в разницу между театром и жизнью:
В любом сценарии заранее прописаны и сам сюжет, и его обстоятельства (место, время, участники событий), заранее известны и герои, и их характеры, их поведение.
И актеру нужно только прожить эту историю на сцене в соответствие с со всей этой предопределенностью.
А в жизни?
Кто из нас заранее знает сценарий своей истории? Пусть даже не всей жизни, а только ее части. Хотя бы месяца, да что там – дня. Кто знает?
Кто из нас с вами заранее знает все обстоятельства, которые будут предложены нам через минуту? А у кого есть список людей, с которыми жизнь сведет нас? И вот здесь начинается игра. Игра в мужчину и женщину, в мужа и жену, в светскую львицу и добропорядочного гражданина, в подругу и возлюбленного.
И именно из-за зыбкости сценария нашей с вами жизни мы сами и создаем себе множество проблем.
Если внимательно смотреть фильм, то можно заметить наиболее распространенные провокационные ситуации. Можно заметить и сравнить их со своей жизнью и использовать в качестве учебного материала: как надо делать, как не надо делать.
Первая ошибка, которую мы часто совершаем в своей жизни – путаем роли в разных спектаклях своей жизни. Наша семья, наша работа, наши увлечения, общественная и светская жизни – все это мини-спектакли в одной большой пьесе под названием «ЖИЗНЬ».
Быть женой, матерью, подругой, актрисой и любовницей – разные роли пусть и одного человека.
Обратите внимание, как часто роль матери включалась у Джулии не по отношению к сыну, а к возлюбленному? А как часто вместо актрисы на сцену выходила женщина и переносила свои личные переживания туда, где им не место?
Мне понравилось, как четко «включает и выключает» две свои основные роли муж героини: сейчас я как муж, а сейчас как продюсер и режиссёр.
И мне понравилось, что и героиня в какой-то момент времени словила эту путаницу:
«Он оскорбил во мне не женщину – актрису».
Словила и не позволила сломать два самых важных спектакля в своей жизни.
А вот переход Томаса Фенола из статуса любовника в статус лоббиста интересов своих знакомых, да еще и на театральных подмостках, поставил под удар весь его путь в светское общество.
И, кстати, не всякой рекомендации и протежированию стоит радоваться. Порой это не просто не поспособствует карьере, а может закрыть ее раз и навсегда (история с Эвис Крайтон).
Вторая ошибка – непрофессиональное выполнение своих ролей.
Появление любовника ставит под удар роль жены и спектакль под названием «семья». Отмазка «я служу у вас и дома, и в театре» позволяет служанке быть хамкой и лезть не в свои дела, а другому слуге пить в рабочее время.
Можно ли как-то стабилизировать наши с вами сценарии жизни? Да.
Например, правила работы в компании (что и как можно и нужно делать, чего делать не следует) – это сценарии профессиональных спектаклей.
Договоренности в семье, которые могут быть оформлены в виде брачных контрактов – своего рода сценарий семейной жизни.
Очень полезно прописывать сценарии в отношениях между родителями и детьми (в зависимости от возраста последних).
Все это очень помогает не допустить массы конфликтов.
Ну и важно не забывать переключать тумблер: выходя с работы «выключаем» сотрудника/начальника и включаем мужа или жену. И наоборот.
Тема сценариев в жизни и на сцене в этом фильме – самое ценное. Очень богато раскрыта эта тема.
А еще фильм будет полезен тем, кто интересуется темой построения личного бренда. Здесь можно оценить и роль правильных знакомств, и воли случая, и увидеть варианты построения карьеры: через профессионализм или через личные отношения.
Фильм будет полезен и тем, кто интересуется работой над качеством своих ролей: важность репетиций, работа в любую погоду и при любом количестве и качестве зрителей, создание образа «под ключ», роль репутации, которая создается годами.
Очень ценная параллель между жизненными ситуациями и спектаклем. Спектакль всегда заканчивается, а значит и это пройдет.
И очень красиво подана тема мести. Как обычно в виде блюда, которое подается холодным. Мести молчаливой (знаменитая пауза Джулии Ламберт) и при этом так о многом сказавшей всем окружающим. Мести не женщины, но актрисы.
Полезностей я насчитала 87.
Рекомендую.