Этот мультфильм обязателен к просмотру всем родителям.
Родителям детей любого возраста.
Расскажу почему и предложу три игры для полезно-приятного времяпрепровождения в семье.
Самая важная мысль фильма (как всегда – лично мое мнение): воспитание должно быть проактивным, а не реактивным.
На упреждение ситуаций, а не расхлебывание последствий.
В мультфильме показан пример реактивного воспитания. Стресс от переезда и смены окружения у ребенка уже случился – родители как-то реагируют.
Проактивность могла бы быть выражена в том, чтобы заранее обсудить, как будет проходить адаптация в школе, найти секцию хоккея до самого переезда, обсудить особенности нового местожительства (кухня, примечательности, климат), выявить все страхи и опасения и придумать выходы из них, помочь найти друзей на новом месте.
У нас, к сожалению, часто родители детей бросают. Бросают в воду, пусть сам выплывает. В качестве «воды»: секция, школа, смена школы, лагерь, развод родителей и новая семья. И дети вынуждены сами выкручиваться. Как могут. В меру своих способностей и окружения.
А задача родителя научить ребенка управлять своими эмоциями, разбираться в разных ситуациях, находить решения.
Чтобы потом не удивляться, что доверие потеряно (если было вообще), что лидером мнений в семье являются не они, а другие люди, что ребенок «натворил» таких дел, что разобрать без специальных служб уже невозможно.
Важно понять, что в любом случае ребенок будет делать выбор сам, как себя вести и что делать. Только если родители позаботились и поговорили о том, что может пойти не так, какие есть варианты выхода из ситуации, какие последствия есть у каждого выхода, договорились о том, что ребенок всегда может обратиться к родным – проблем будет в разы меньше. Более того, пройдя такую адаптацию один раз, второй раз эти разговоры не понадобятся. Научили.
Говорю из практики. Дочь, учась в 6 классе, меняла школу и место жительства. Было не просто, но я действовала так, как описала выше. Мы очень много разговаривали, обсуждали ситуации с одноклассниками, учителями.
А вот переход в лицей в 10 классе уже прошел легко. Ибо уже был опыт.
Вторая мысль мультфильма.
Кто кем управляет? Мы эмоциями или эмоции нами?
И здесь я хочу предложить вам, родители, игру.
Каникулы длинные. Поиграйте с ребенком в «Угадай эмоцию». Вы ведете обычный образ жизни, только время от времени угадывайте друг у друга эмоции, с которыми вы что-то говорите или делаете.
Только расширьте список эмоций.
Добавьте к пяти эмоциям мультфильма:
-Любовь
-Нежность
-Любопытство
-Азарт
-Жадность
-Зависть
-Отчаяние
…
Играя убьёте несколько зайцев.
Во-первых, научите ребенка (и себя) разбираться в разных оттенках эмоций. В себе, и в других.
Во-вторых, отслеживать из какой эмоции действует другой человек.
В-третьих, какие эмоции запускаются у вас: на гнев- гнев? На радость – радость? Или? Поиграйте. Потом проще будет общаться в реальной жизни.
Третья мысль. Нет плохих и хороших эмоций. Вопрос их уместности.
Из страха может быть паралич действий, а может быть подвиг. Из печали может случиться депрессия или родиться нежность.
Вторая игра для всей семьи.
Берете любую ситуацию и разыгрывайте ее из разных эмоций.
Нужно, например, помыть посуду/сделать уроки/поиграть с младшим братом.
Как это будет из гнева? А из любопытства? Из азарта? Заботы?
Проговорите варианты.
Можете добавить интриги, написав разные эмоции и ситуации на листочках, и потом вытягивая и ситуацию, и эмоцию случайным образом.
Главное за игрой не забыть помыть посуду.
Очень хорошо натренируете управление эмоций. И у себя в том числе.
Четвертая мысль. Нет в жизни только моноэмоциональных ситуаций.
В каждой из них целая гамма эмоций.
Третья игра. Берете любое воспоминание и разбираете состав эмоций.
Представьте, что вы детективы. И вам надо найти их все. А потом определить главную.
Усложним задачу. Сделать состав эмоций, когда это событие произошло и сравнить с составом спустя время.
Обсудить, кто выбирает, какая эмоция будет главной, связанной с этим событием.
Обсудить, как меняется состав эмоций со временем.
Обсудить, как на одну и ту же ситуацию разные люди реагируют по-разному.
«В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь.
Другой — листвы зелёной вязь, весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое».
В этой игре можно научиться видеть весь диапазон эмоций в каждой ситуации, управлять своим эмоциональным фоном в ситуации и во времени.
Пятая мысль. Я бы отдельно развила тему честности и доверия и поговорила бы об эффекте «ложечки нашлись, а осадочек остался». О том, какую цепь эмоций вызывает и сохраняет в памяти навсегда ложь, предательство, воровство.
Просто расскажите, родители, о разных событиях на эту тему детям.
Это уж точно события, которые лучше предупредить, чем потом… реактивно решать.
Хотите создать общее информационное пространство в своей семье? Понимание разных ситуаций, получить тему для обсуждения?
Совместный просмотр мультфильма всей семьей – один из лучших вариантов!
Полезностей – 17. Глубины в разы больше.