Искушение не во вне, а внутри нас.
Представьте, что не все герои фильма реальны. А что если некоторые их них просто особенности личности самого главного героя Кевина Ломакса?
Что если на самом деле нет никакого журналиста Ларри и Джона Милтона?
Что все точки контакта, их диалоги — это все только внутренние разговоры Кевина? Его реакция на ту или иную ситуацию.
Это его борьба: пойти направо или налево? Его выбор между добром и злом? Его сомнения? Его внутренние искушения?
В реальности же справляться с результатами этой внутренней борьбы герою пытается помочь его мать.
Мэри-Энн с ее метаниями я бы отнесла к клану неопределившихся (то ли к умным, то ли к красивым).
Что если это фильм не о том, как МИР искушает нас, а о том, как СВЕТ и ТЕНЬ в нас ведут ежедневную и изнурительную борьбу: поддаться соблазну или устоять?
А если учесть, что 20-ый век принадлежит Милтону: «Кто станет отрицать, если только он не выжил из ума, что двадцатый век был исключительно моим веком! Ведь этот век, Кевин, от альфы до омеги, мой; я достиг апогея силы; теперь мой звездный час, наш звездный час…», становится ясно – выбор мы делаем практически ежесекундно.
Выбор:
- выиграть дело или наказать преступника?
- принять крутое предложение или жить в маленьком городке?
- жена или любовница?
- мать или …?
- семья или работа?
- родные или общество?
- слово или дело?
- вернуться или остаться?
- да или нет?
Если с этой точки зрения смотреть фильм, то можно вести рейтинг: ТЕНЬ или СВЕТ ведет счет на этой минуте фильма в душе нашего героя.
Можно до бесконечности говорить о том, что это мир такой. Общество. Так принято. Все так живут. Меня спровоцировали. Ну, подумаешь…
Но ведь выбор-то за нами? Наша личная вселенная в нашей голове.
У меня такое представление об «Адвокате дьявола» возникло, наверное, потому, что я его пересматривала уже раз в пятый.
Мощнейший фильм о выборе.
О том, что, говоря «ДА» чему-то одному, надо понимать, что другое может получить «НЕТ». Автоматически. Кто-то называет это платой. Кто-то разумным балансом (нельзя быть одновременно в двух местах).
«Джон Милтон: Это твоя жена, парень. Она больна, и нужно, чтобы ты позаботился о ней. Но вот что странно: неужели тебе самому не пришло в голову отказаться от этого дела?
Кевин Ломакс: Одного боюсь. Я брошу это дело, ей станет лучше… и я возненавижу её. А я не хочу носить в себе обиду, Джон. Я могу выиграть этот процесс, я должен выиграть, я выполню свою работу, а затем… затем… всё сделаю, чтобы ей помочь»
Только фишка в том, что и у этого его решения есть оборотная сторона медали. Можно не успеть помочь, можно потерять близкого человека, можно навсегда разрушить отношения.
Выбор без выбора?
Если говорить о полезности фильма, безусловно, как почти все фильмы с юридической тематикой – это блестящий учебник переговорных историй и публичных выступлений.
Фильм про то, как легко попасть под влияние: цвет обоев, стрижка, что делать и как вести себя Мэри-Энн.
Фильм-тест: про отношения, про работу, про правду, про работу над ошибками, про человека.
Фильм о том, что можно обмануть других, но не себя (знали на что шли). И с этим знанием надо как-то жить. Всю жизнь.
Фильм о репутации. Сказав один раз «А» придется быть последовательными и говорить «Б». И получать соответствующие предложения о сотрудничестве.
Фильм про веру: внешнюю (атрибуты, церемонии, цитаты) и внутреннюю (по поступкам людей). Не всяк, кто знает библию истинно верующий.
Меня зацепили следующие цитаты:
«Даже если ты ввязываешься в честную игру, надо быть готовым к тому, что не честной она может стать в любой момент»
«Лучше царствовать в аду, чем служить на небесах?»
«Определенно, тщеславие – мой самый любимый из грехов. Он так фундаментален, самолюбие – это естественный наркотик»
Общее число полезностей (пометок на полях) – 64.
Глубина неоценима.