№163 Мальчик в полосатой пижаме
СТАТЬЯ 21.04.2020
Учимся у кино

 

Посмотрела фильм «Мальчик в полосатой пижаме».

И для меня эта история про… воспитание и образование.

Просто разворачиваются эти процессы во время войны.

 

Мир взрослых иначе выглядит в глазах детей. И есть нет ясности и прозрачности, то ребенок сам придумает объяснение тому, что видит.

 

«Детство наполнено звуками, запахами, видами до тех пор, пока не возникнет темный час осмысления».

 

Вот и появляется «Ферма» и фермеры, пижамы и  игра.

Когда взрослые молчат (пусть даже и не врут, просто молчат), они думают, что сохраняют безмятежный мир ребенка.

Но вспомните массу самых разных примеров, когда дети страдали и погибали просто потому, что не ведали, что от чужих людей может быть беда – масса. Да и от родных, знакомых тоже.

Просто в их придуманном мире нет плохих и злых людей, нет опасности ни от чего.

 

Если ребенок постарше и уже понимает, что происходит вокруг, нужно создать правильную идеологию. История, увы, всегда субъективна. И, было бы желание под любое событие можно придумать легенду и обоснование правоты своей  позиции.

 

Еще один аспект воспитания. Цена карьеры и семьи. И хоть отец говорит: «Дом — не просто улица, или город, или даже здание, сложенное из кирпичей и извести. Дом там, где находится твоя семья». Слова – это только слова. Если ребенок меняет местожительства, нужно делами научить его в этом новом пространстве жить. Без привычного образа жизни, без друзей. Ни мать, ни отец ничего не сделали для адаптации сына. Не сделали сами, сделал он.

 

 А теперь сложим все факторы: недосказанность, ложь, отсутствие адаптации, запрет «Туда не ходи», безнадзорность, непонимание опасности места проживания в принципе. Рецепт как подвергнуть жизнь ребенка риску – готов.

 

 

 Вторая грань фильма, на которую я обратила внимание – насколько мы сами когда-то усложнили себе жизнь всевозможными условностями.

Насколько дети чище и искренне нас. И они будут общаться и играть вне зависимости от статуса, внешнего вида, принадлежности к той или иной национальности:

-Я не знаю такое имя Шмуэль.

-А я не знаю Бруно.

Узнали и все. Друзья.

Бруно настолько искренен в своем непонимании разрыва между тем, что говорят взрослые и тем, что он видит.

В диалоге с учителем, которые внушает детям ужасность всех евреев, как нации, отвечает ему: «Но есть и хорошие евреи».

 

А сравните Бруно и его сестру. Насколько быстро девочка была «обработана» пропагандой.

А рекламный фильм о лагере… вообще за гранью.

 

И я не представлю, что чувствовали эти мальчики, которые несколько дней жили в своем миру, в своей игре, когда оказались во взрослом мире.

 

 

 

«Мы тут просто дождь пережидаем…»

 

*****

Может быть, если бы мы – люди – осознавали, что бумеранг в жизни может вернуться. И не когда-то там, в следующей жизни. А прямо сейчас…  Может быть и мир был бы иным?

*****

 

Это второй обзор из пяти фильмов о войне, посвященных 75-летию празднования Великой Победы.


Назад