Главный секрет картины «Мона Лиза» в ее улыбке. В том, что она меняется в зависимости от того, куда смотрит зритель, на каком расстоянии, под каким углом…
Вот и фильм «Улыбка Моны Лизы» (2003) такой же. Я насладилась этим эффектом в полной мере.
Как ни странно, но этот фильм для меня про эпоху и про то, как влияет большая политика и экономика на жизни семей. Культ домохозяек 50-х в Америке был создан искусственно. За счет работы СМИ, пропаганды именно такого образа семьи. И все достаточно просто: после войны женщинам надо было освободить рабочие места для вернувшихся мужчин. Это раз. Во-вторых, был демографический спад и женщин решено было вернуть в дом, в семью. Пусть рожает детей. И то не было решением женщин. И это было сделано не для блага женщин. И женщинам не был предоставлен выбор: работать или быть домохозяйкой. «Почему надо выбирать? Почему нельзя и то, и другое?».
Это был культ популярного и единственно принимаемого и приемлемого образа жизни для женщины. А потом удивляются, откуда феминизам появляется.
Это если посмотреть на картину (фильм) с одной стороны.
С другой стороны это история о том, что не следует лезть со своим уставом в чужой монастырь. Консервативная школа. Что вы хотите? Ну, а если лезть, то быть готовым, что к непростым отношениям с администрацией, коллегами.
А еще, как повезло девушкам колледжа встретить в своей жизни Кэтрин. Которая просто живет. Не в рамках рекламных роликов и навязанных стереотипов, а сама.
Живет и делится своей любовью к этой жизни. Когда замуж выходишь не потому, что надо, что кто-то другой (родители) так решили, а потому что хочешь. И хочешь не вообще, а за конкретного мужчину. Когда ты становишься истинным учителем вместе с учениками: они заставляют тебя думать, а ты их. Когда выбираешь, попрать свои ценности или стандартизировать свою программу и согласовывать каждый шаг с традициями. Когда понимаешь, как сложно найти единомышленников, даже среди самых близких людей.
Сменим угол обзора. Этот фильм ценен диалогами об искусстве. О его субъективности. О том, кто и как определяет гениальность художника. О том, что истина в глазах смотрящего…
Если хотите, все эпизоды, мнения, диалоги можно смело прикладывать к любой творческой деятельности: музыка, литература…
Более земной, но и актуальный взгляд на картину «Улыбка Моны Лизы» это эпизоды с «журналисткой» Бетти. Это прообраз многих современных блогеров. Жить за счет слухов. Ради хайпа не гнушаться ничем. Упоминать имена своих героев. Не согласовывать это самое упоминание. Троллить. Не отвечать за то, что «написано пером, не вырубишь и топором». Ничего не меняется…
В разных эпизодах картины крупными мазками разбросаны стереотипы отношений между мужчиной и женщиной:
-Вот тебе кольцо, сделай меня счастливым.
-Муж должен считать идею жены своей идеей. Пусть это и не так.
-Победительница выйдет замуж первой!
-Цель обучения – найти любимого.
- Женщине от рождения суждена семья и дети.
Жизнь каждого человека, как улыбка «Моны Лизы». И мы можем выбирать под каким ракурсом и с какого расстояния на ее смотреть. И в этой жизни «Можно и то, и другое».
Полезностей -67.