№121. Игра престолов. Часть вторая.
СТАТЬЯ 23.06.2019
Учимся у кино

 

Если бы я была социологом, то прочитав критику финала «Игры престолов» сделала бы очень интересные выводы.

О нас.

 

 

 

 

 

 

 

Если откинуть претензии к киноляпам, масштабности баталий и прочим мелочам, критиков (как простых зрителей, так и профессионалов) не устроила гибель Дейнерис. Она, по ожиданиям, должна была стать королевой ибо справедлива и борется за права угнетаемых. Да? Да еще и романтическая линия со Сноу покоя никому не давала.

Тоже разочарованы?

А теперь два ключевых момента, на которые специалистам, изучающим влияние на сознание общества, имеет смысл обратить внимание.

 

Первый. Замена одного тирана другим, которая проходит под аплодисменты и под видом благих намерений. То есть реально никто не заметил, что с первой же победы Дайнерис просто убивает одних господ и заменяет их на … себя. Одно рабство на другое.

Под благородным лозунгом «Освободить во всем мире всех». Ничего не напоминает? Весь мир насилья…  и т.д.

Причем ей не важно, что будет с теми людьми, которых она типа освободила: как они будут жить, чем зарабатывать. Ее не волнует, что при сломе одной системы управления, без отстройки другой начинается анархия.

Неужели с первых же серий не видно, что она  даже не властитель – мудрый и справедливый – а просто пилот самолета (ну ок, повелитель драконов).

Причем бомбит не разбирая: где свои, где чужие, где мирное население, где войны.

Издержки боя, ага.

Уберите драконов и что у нее останется?

У Сноу вся сила в нем самом, а в ней – в ее ресурсах. Он внутри боя (поэтому и становится неформальным лидером) – она во вне.

Он про людей, она про власть, от которой у нее реально крышу сносит.

 

И если мы, как в примере с этим сериалом, судим о человеке по его словам (не спорю, красивым), по внешности (привлекательна весьма), по обещаниям, то чего мы ждем в жизни? Мы верим в то, что простая смена первого лица (начальника, мэра, президента) изменит всю систему и мы заживем долго и счастливо? Реально? С нами все ясно.

 

Второй момент хорошо описан в эффекте «Окно Овертона». За все время сериала, зрители насмотрелись настолько разных отношений между мужчинами и женщинами в разных сочетаниях, что к концу фильма никого уже (кроме Сноу, судя по его реакции) не смущает, что они так-то родственники. Какая свадьба? Или за восемь сезонов так просто стереть любые моральные границы?

 

***

Думаю, что эти два эффекта сработали отчасти по тому, что мы привыкли к правильным сказкам: добро побеждает зло, главные герои женятся в конце. Я об этом писала в первой части обзора сериала.

Но за этими привычными ожиданиями мы пропустили, не заметила главного замысла авторов. Эта история о том, как важно ценить то, что ты имеешь и тот путь какой ты прошел к настоящему моменту.

Ты карлик, ты инвалид, ты бастард? Не важно. Ты можешь все, ты управляешь своей жизнью. А те трудности (объективные трудности) они только закаляют тебя, твой характер.

На твою долю выпало много испытаний? Ты заглядывал в глаза смерти? Тебя предавали самые близкие люди? Но ты жив. И ты здесь. И это был просто путь сюда.

 

Эта мысль за весь фильм звучала раз десять в разных вариантах от разных героев. Чаще всего ее для себя и для других произносил Бран:

- Все, что ты сделал, привело тебя сюда. На свое место. Домой.

 

Это фильм, как из слабости, боли сделать силу и судьбу: «Ходить не будешь, будешь летать».

Как важно уметь учиться на ошибках, своих, чужих.

Как важно научиться видеть первые симптомы проблемы и решать ее, чтобы чуть позже не разбирать их ворох.

Как важно увидеть в судьбе «хождение по одним и тем же граблям».

Это фильм про путь героев, про взросление, про влияние на себя, свою жизнь, жизнь других людей.

 

Да, это сказка. Да, все здесь по сказочному: и герои, и ситуации. Но сказка ложь, да в ней намек… В этой сказке нам открытым текстом дали массу уроков и про власть, и про отношения, и про жизнь. Дать то дали, да мы не взяли.

***

Там говорят петицию писали о том, чтобы переснять сезон? Я бы петицию написала о том, что нужно снять подобную сказку  для детей с такими важными уроками. Естественно со 100% адаптацией под возраст зрителей.

 

Рубрика «Учимся у кино». Сериал «Игра престолов». Второй обзор.

 

 

 


Назад

Авторизация

Повторная активация