№105 Скотный двор - 38
СТАТЬЯ 03.03.2019
Учимся у кино

 

Слышали об эффекте «нравственной поблажки»?

Или почему хорошим людям дозволяется быть плохими?

 

В двух словах: если человек совершил доброе дело (как показывают исследования, некоторым достаточно просто намерения), у него возникает желание как бы компенсировать свою хорошесть, идеальность, порядочность.

 

 

 

 

 

Причем очень часто в противовес первому сделанному/заявленному добру.

Именно этим объясняются и политические скандалы (двойная жизнь, двойные стандарты), и срывы в достижении целей (сходил на тренировку, съел торт – заслужил же!), незначительное вредительство в компании, в которую сотрудник (по его мнению) сильно вложился.

 

 Такая вечная борьба между добром и злом. Сюда же добавляется провокативное «запретный плод – сладок». То, что запрещено, так хочется попробовать? Да?

 

Мне кажется, этот аспект жизни человека и общества в целом остался за кадром в фильме «Скотный двор».

Понятно, что эта история – иллюстрация революции 1917 года. Довольно своеобразное  краткое изложение событий описано Джоржем Оруэллом и экранизировано в 1999 году.

Посмотрите, интересное произведение.

 

Эффект «нравственной поблажки» мы можем наблюдать вокруг: и прямо сейчас, и во время исторических событий до и после. Именно поэтому после любой революции практически каждый новый вожак через некоторое время становится похож на свергнутое руководство племенем, страной, компанией.

 

А фильм заставляет всерьез задуматься еще и о цикличности и закономерности исторических процессов. Декорации и герои меняются, а законы общества те же.

Какие бы правила и законы не действовали, «все животные равны, но некоторые ровнее».

И вечный конфликт между общественными целями и личными. У кого что превалирует?

Скандалы, интриги и расследования.

 

Отдельно я бы отметила инструменты влияния на массы, которые отработаны веками в религии и политике, активно внедряются в компаниях:

-герой. Он должен непременно умереть, желательно трагически, по вине врагов, из него будем делать культ.

-последователи, которые почему-то потом корректируют путь героя и устав быть героями включают режим «нравственной поблажки»

-после победы над врагами нужно создать нового врага, дабы народ тонус не терял. Можно из внутренних ресурсов

- для влияния на народ: визуализация (плакаты, надписи, символы, флаги), работа ради идеи (работа стала хуже, но мы же…), гимны и иные звуковые влияния на мозг (нам песня строить и жить помогает), сборища для промывки мозга

-создание, как модно говорить, личного бренда

-кто громче и краше орет, тот главнее (судят не по делам, а по лозунгам и обещаниям)

-народ должен быть невежественен (идеально - не уметь читать)

-поляризация жизни: работа и телевизор. Учиться, думать, жить нет времени. Ибо нет характера, чтобы вместо телевизора заняться чем-то иным.

-жертв режима скрывать, непокорных – казнить, публично. Вина найдется, было бы желание.

 

Если этот рецепт реализовать, можно легко решать свои личные цели хоть где. Можно забить на противоречивость и коррекцию законности, возможность трактовки в пользу того, кто сильнее, за кем власть.

 

Казалось бы вывод: жизнь боль. Так было и есть всегда… Как жить?

И здесь давайте обратим внимание на такую ценность, как… невежество.

 

Точнее, на  роль невежества в судьбе каждого и всех.

Невежество позволяет тупо залипать в телевизор и верить больше картинке на экране, чем тому, что происходит вокруг. 

Невежество же проявляется в неспособности спрогнозировать последствия своих действий. Революция с девизом: война план покажет, приводит к трагедиям.

 

Думайте, что в этой истории только общество животных невежественно? А свиньи гении?

Невежество проявляется и в глобальных решениях новых властителей скотного двора. У революционеров нет понимания  многослойности жизни (системности): всегда есть надсистема, которая в своих интересах строит все, что ниже. Это как наемные сотрудники

убегают с работы в собственный бизнес (типа от рабства), а оказывается, что над предпринимателем есть масса контролирующих органов, своих законов и правил.

И даже если ты вырвался на иной уровень, подними голову, там точно кто-то есть. И именно невежественность позволяет включиться в такую же цепочку влияния, которую ты выстроил для других.

Невежество проявляется и в том, что вновь пришедшие к власти совершают ровно те же ошибки, что и предыдущие: провоцируют новый бунт.

Невежество проявляется и в том, что изменения жизни происходят на том же уровне, что и  носители этих изменений: как был свиньей, так и остался. Все изменения на физиологическом уровне. Нет фантазии, на что потратить прибыль, кроме виски. За что боролись?

 

Рекомендую этот фильм, как некий учебник процессов, которые происходят не только в масштабе стран, эпох, великих  мира сего, но и в нашей голове, семье, компании прямо сейчас.

Это тот самый случай, когда изучение исторических процессов – профилактика хронических граблей. Хотя я не уверена, возможно ли это. Ибо и сегодня тотального невежества никто не отменял. Просто оно стало невежеством другого порядка: читать-то мы научились. А понимать? А думать? А использовать?

 

Как выразить ценность этого фильма в одной строчке? Знания – сила!

Знание эффекта «нравственной поблажки» и способность его увидеть у себя и у других (отреагировать, выключить, не включать).

Знание законов истории и рецепта влияния на других. И тогда можно позволить себе не включаться в эффект толпы, а создавать свою параллельную вселенную. Наблюдать события как бы со стороны.

Есть чему поучиться, было бы желание.

Как сказал бы прототип одного из главных героев «Учиться, учиться и еще раз учиться!»

 

Полезностей – 38.

 


Назад

Авторизация

Повторная активация