Все сюжеты придуманы и прожиты до нас.
Меняются эпохи, декорации, костюмы, а под солнцем все те же сценарии жизни.
«Несколько дней из жизни Обломова»
101 фильм рубрики «Учимся у кино».
Все ж таки великое произведение (и само произведение, и экранизация). На все времена. Недооцененное, как я думаю.
Читать обзор и смотреть фильм всем родителям. С детьми вместе. И выбирать для себя сценарий воспитания детей. Какой итог хотим получить: Обломова или Штольца?
Понятно, что не по всем жизненным аспектам, понятно, что не под копирку, но базовые принципы отношения к жизни, к делу, к себе точно можно подсмотреть.
Но для начала надо разрешить вечный родительский конфликт противоположностей, в чем больше родительской любови:
В заласканности, в нежности, в балованности дитя?
Или в приучении к труду с 8 лет, в формировании понимания, откуда и как деньги берутся и своевременном отлучении от дома? Дать образование и воспитание, которое позволит ребенку сделать выбор: «Перед тобой все карьеры открыты: можешь служить, торговать, сочинять, пожалуй».
Если судить по результату, то для достижения цели родительства – воспитать самостоятельную личность – второй вариант предпочтительней.
Обратите внимание на постоянный отсыл к образу матушки, к безмятежному детству в снах и мечтаниях Обломова. Это ли не ответ? Взрослый мир никогда не будет столь ласков, как матушка. И от этого страх, от этого парализующая пассивность, этот этого отчаяние, которое с годами обрастает пониманием, что и изменить-то уже ничего нельзя. «Все знаю, все понимаю, но нет ни силы, ни воли».
Не готов Илья Ильич к взрослой и самостоятельной жизни. И не понимает он, не объяснили, не научили его, что есть время нежится с матушкой, а есть время жить самому и, кстати, нежить своих детей. Но у детей детей не бывает…
Про привычки. Коль с детства приучен лежать (образ жизни Обломова и его родных, и даже слуг), то во взрослом возрасте изменить эту привычку (как и любую другую) сложно. И формирование нового образа жизни дается не легко, да и страшно, и стыдно таким быть в такие-то года … И в общество выходить, и общаться с новыми людьми.
В изоляции воспитан, в комфорте и баловстве жил, так и продолжает жить Илья Ильич. Благо пока средства позволяют.
«Да я за всю свою жизнь ни разу себе чулок на ноги не натянул! Пока живу, слава богу! Кому это я говорю? Ну не ты ли с детства ходил за мной? Ты же сам знаешь, видел, что я воспитан нежно, ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба сам себе не зарабатывал, вообще чёрным делом не занимался. Ну как же это у тебя после всего этого достало духу равнять меня с другими?»
Да, родители оказали дитятке медвежью услугу. Понятно, что как всегда из благих намерений.
Мало оставить наследство «имение и 300 душ», надо научить уметь им управлять. Возможно, не будь этого достатка, и характер, и судьба были бы иными.
И еще одна польза этой истории, только уже про предпринимательство. Точнее про конфликт между обладанием тем, что не сам сделал и даже поддержать в прежнем состоянии не умеешь, и тем, как строить свою жизнь, свое дело без стартовых позиций. Обратите внимание на диалоги про хитрого управляющего Обломова: сам не смог управлять, и управляющего проконтролировать тоже ни ума, ни желания не хватило. И сравните с примером, который приводит Штольц, говоря о знакомом, который приобрел 10 «Обломовок» благодаря уму, труду и старанию.
Мне кажется, одна из основных идей фильма (произведения) заключается в том, чтобы показать нам, как много зависит от личности человека, а не только от его стартовых позиций (род, доход родителей, статус семьи). А учитывая время, когда это произведение было создано… Представьте, какое количество возможностей есть сейчас у нас!
Вся история построена на борьбе, на конфликтах, на противопоставлении.
На противопоставлении: жизни и лени, движения и пассивности, развития и стагнации, решительности и мнительности.
Такой контраст, как маятник, раскачивает сознание и заставляет задуматься вместе с Обломовым: насколько важно найти ответ на вопрос «Зачем это все?» прежде чем делать «Как?». Или все же Штольц прав, когда предпочитает действию длительные размышления: «Теперь или никогда!».
А ответ у каждого будет свой. И ответ будет сильно зависеть от каждой конкретной жизненной ситуации.
Прекрасный фильм с примерами технологий изменения своей жизни. Причем в разных вариантах. Так что будет полезен страждущим перемен.
Метод Штольца построен на «как», на действиях: как питаться, как и чем заниматься, что читать, с кем общаться. Тактика, превращаемая в привычку, а затем и в образ жизни.
И метод … Обломова. «Зачем». Сравните энергетику, драйв и результат Ильи Ильича, когда он влюбился. А до этого метод Штольца вызывал у него сопротивление. А ведь делал все тоже самое: чтение, не спать, общение, но уже с ради, ради Ольги, ради любви.
И может показаться, что метод «зачем» лучше, чем «как»… но нет.
Это не взаимоисключающие методы, они взаимоподдерживающие: смысл, эмоция и конкретные действия. Увы, снижение фокуса на конкретных действиях обесточило эмоции и не хватило времени на формирование нового образа Обломова: уверенного, целеустремленного, образованного, к которому так стремилась Ольга.
Да и роль внешнего влияния пропала. Общение с катализатором изменений Штольцом свелось к минимуму…
Если рассматривать фильм как учебный, я бы соединила вдохновение любовью к Ольге и формирование привычек со Штольцем. Цель и действие.
А еще здесь прекрасно классифицирована лень:
«Лежание у Ильи Ильича не было необходимостью, как у больного, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя. Это было нормальным его состоянием». Три вида, как мы видим, имеют под собой основание, а вот четвертый вариант – как раз о привычке, о лени, как об образе жизни, единственном способе существования.
Гениальный по своей ценности и актуальности фильм и урок.
А если мы не любим классические произведения, то мы просто не умеем их читать. И находить ценности вне зависимости от эпохи. Я так считаю.
Полезностей – 58.
Ценность огромна в проживании судеб героев с самого детства и понимании причинно-следственных связей жизней героев.