Что такое МАРКЕТИНГ?
СТАТЬЯ 21.04.2020
О развитии бизнеса

 

Время от времени появляются посты о том, что «маркетинг» про обман, про впаривание, про ненужные действия за большие бюджеты.

Под одним из обсуждений я написала свое мнение.

 

Хочу поделиться и с вами.

Основная проблема заключается в том, что произошла подмена понятий. Произнося «маркетинг» многие  понимают «реклама» или «продвижение».

А есть учить мат часть, то (внезапно) оказывается, что «маркетинг» – это и процессы, и персонал, и место контакта с покупателями (и в В2В, и В2С), и ценообразование.

Понимаете?

Вся совокупность действий компании – это маркетинг и есть. А реклама, продвижение  - один из элементов маркетинга. Один из. И получается, что бюджет на маркетинг в компании не просто большой, весь бюджет компании – это маркетинговый бюджет.

 

Бюджет на организацию логистики: от производства до конечного потребителя, от документооборота до движения денежных средств.

 

Бюджет на работу персонала: тех, кто контактирует с клиентами, и тех, кто оформляет договорные отношения.

И так далее.

 

Ну, казалось бы, нет понимания в терминологии и что?

Акценты сместились. И за последнее время (годы), сформировалось представление, что самое главное в компании – это сделать правильную рекламу, акции, работа с соц. сетями и пр. В результате – реклама есть, а удовлетворенных клиентов … нет.

Потому что привезли что-то не вовремя, сотрудник нахамил, терминалы постоянно сбоят, не дали обратную связь по отмененному в одностороннем порядке заказу, цена не в рынке.

Зато всех позвали! Распиарились. Молодцы.

 

У меня спросили, почему так произошло и происходит.

Я повспоминала историю вопроса и могу дать свою точку зрения.

Лично я с маркетингом в классическом понимании этой науки познакомилась еще году так 2000-2001. Тогда был подход 4P (Product, Price, Promotion, Place). И все понимали эту систему. Шло время и уже к 2005 году я была знакома (работала в этой парадигме) с 7Р (+People, Process, Package). А к году 2010 начала происходить подмена понятий.

 

Почему?

Несколько причин. Во-первых, в принципе стали заниматься рекламой. И наружной, и в СМИ. Появился интернет, потом социальные сети и реклама пошла.

Да, безусловно, на узнаваемость бренда это все сказалось. Да, безусловно, на продажах тоже. И создалась иллюзия, что вот это и есть настоящий маркетинг.

 

Вторая причина подмены понятий – поиск легкого пути. Понимаете, отстраивать весь маркетинг в классическом понимании этого слова сложно.

Сложно и самому предпринимателю (это ж надо знать, понимать), сложно и найти хороших категорийных менеджеров, и продажников, и аналитиков.

Сложно и все процессы выстраивать/перестраивать, контролировать.

Сложно и тем, кто, занимаясь по сути только рекламой (в соц. сетях, например), но называющих себя маркетологами. Под модным названием проще заниматься только одной его частью. Сложно учиться вот этому всему (там много цифр, ага). Гораздо проще и интереснее придумать какую-то акцию, нарисовать рекламный баннер.

А то, что менеджеры по продажам не в курсе акции (проблема с процессами и персоналом) и товар не заказан под акцию (опять процессы и персонал)… Без комментариев.

 

Пару лет назад к 7Р добавилась I (Image). Думаю, что это «ответочка» за соц. сети и интернет. Эти площадки для продвижения оказались местом, где клиенты мгновенно дают обратную связь: что понравилось, что нет. Мгновенно. И могут как сильно уронить компанию, так и поднять ее. И все начали думать о бренде компании.

 

Но понимаете… опять искажение. Бренд компании – есть результат, следствие правильной работы всей маркетинговой системы. Всей. И работать надо не над брендом, а над продуктом, процессами, местами продаж и пр. И тогда бренд будет не громким заявлением и обещанием «Мы круты», а фактом.

 

Моя формула такая:

«Продажи и бренд компании – это естественное следствие правильно организованного маркетинга»

Маркетинга в классическом, в системном понимании этой науки.

 

Еще у меня просили, а что делать-то со всей этой кашей?

Я не знаю.

Но вангую, что в сегодняшней ситуации многие предприниматели обратят внимание на системный подход. Ибо реклама, которая вместо того, чтобы приносить прибыль, будет высвечивать несовершенство управления – это самоубийство бизнеса за собственные деньги.

Ну и вот, пишу. Веду, так сказать, разъяснительную работу с населением. Делюсь мыслями. Имеющие уши да услышат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Назад